Логопедический  

  

уголок 

 Личность логопеда

      Логопед  должен  обладать  системой  общетеоретических  и  специальных
профессиональных знаний, совокупность и  широта  которых  формирует  у  него
представления о типологии  и  структуре  аномального  развития,  о  способах
предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о  методах  психолого-
педагогического воздействия.
      Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть  приемами
и методами их устранения и коррекции, специальными методами  обучения  детей
с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и  в  школьном
возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению, хорошо  знать
психологические особенности детей с речевой патологией, использовать  приемы
и методы их воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.
      Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у  логопеда  глубоких
профессиональных  знаний  и  навыков,  широкой  ориентации   в   современных
отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией  наук,  а  также
от его творческой активности и инициативы.  Профессиональная  компетентность
логопеда  включает  знание  программ,   школьных   учебников,   пособий   по
логопедии.
      Первостепенное  значение  для  эффективности   работы   по   обучению,
воспитанию  и  коррекции  нарушений  речи  детей  имеет  личность  логопеда,
которая характеризуется следующими качествами:
         . гуманистическая убежденность;
         . гражданская нравственная зрелость;
         . познавательная и педагогическая направленность;
         . увлеченность профессией;
         . любовь к детям;
         . требовательность к себе и окружающим;
         . справедливость, выдержка и самокритичность;
         . педагогическое творческое воображение и наблюдательность;
         .   искренность,   скромность,   ответственность,   твердость    и
           последовательность в словах и действиях.
      Логопед должен вести поиск наилучших  средств  коррекции  речи  детей,
обобщая передовой опыт.
      Умения, которыми он должен обладать, широки  и  многообразны:  учебно-
познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком,  моделирование
педагогического   процесса,   выбор    оптимальных    путей    коррекционно-
воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное  и
календарное планирование, проведение  индивидуальных  и  групповых  занятий,
создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия  и  определение
в этом комплексе своего реального участия и  т.  д.);  учебно-педагогические
(анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).
      Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом  соблюдении
принципов деонтологии (как логопед должен  строить  свои  взаимоотношения  с
лицом, имеющим речевое расстройство, с его  родственниками  и  коллегами  по
работе).
      Педагогическая деонтология включает в  себя  учение  о  педагогической
этике и эстетике,  педагогическом  долге  и  педагогической  нравственности.
Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей  ребенка  с
речевыми  расстройствами  и  сопереживания  с  ними.  Логопед  должен   быть
терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой  патологией
и его родителями так, как относится врач к  больному  и  его  родственникам,
быть осторожным в оценке тяжести и особенно  —  механизмов  нарушений  речи,
прогноза, учитывать внешние проявления  речевых  расстройств,  их  сущность,
так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только  одним  из
проявлений тяжело текущих нервно-психических  заболеваний.  Важным  условием
педагогической деонтологии является установление правильных  взаимоотношений
между логопедом и врачом  детского  учреждения,  логопедом  и  воспитателем,
логопедом и педагогом.
      Работа логопеда  строится  с  учетом  заключения  о  ребенке  врача  —
невропатолога  или  психоневролога.  Совместное   обсуждение   с   коллегами
наиболее сложных видов речевых расстройств  в  атмосфере  взаимопонимания  и
взаимоуважения   создают    благоприятную    обстановку    для    проведения
коррекционной работы.
      Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но
и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой  режим,  обучает  средний  и
младший персонал специальных детских учреждений  культуре  речи,  а  в  ряде
случаев  и  возглавляет  весь  учебно-воспитательный  процесс,  например   в
условиях специальных Домов ребенка.
      Соблюдение  правил  педагогической  деонтологии  имеет  первостепенное
значение в повышении эффективности коррекционной логопедической работы. 

Конструктор сайтов - uCoz