Личность логопеда
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных
профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него
представления о типологии и структуре аномального развития, о способах
предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-
педагогического воздействия.
Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами
и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей
с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном
возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению, хорошо знать
психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы
и методы их воспитания, коррекции и развития у них высших корковых функций.
Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда глубоких
профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных
отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также
от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность
логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по
логопедии.
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению,
воспитанию и коррекции нарушений речи детей имеет личность логопеда,
которая характеризуется следующими качествами:
. гуманистическая убежденность;
. гражданская нравственная зрелость;
. познавательная и педагогическая направленность;
. увлеченность профессией;
. любовь к детям;
. требовательность к себе и окружающим;
. справедливость, выдержка и самокритичность;
. педагогическое творческое воображение и наблюдательность;
. искренность, скромность, ответственность, твердость и
последовательность в словах и действиях.
Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей,
обобщая передовой опыт.
Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-
познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком, моделирование
педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-
воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и
календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий,
создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение
в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические
(анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).
Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении
принципов деонтологии (как логопед должен строить свои взаимоотношения с
лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по
работе).
Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической
этике и эстетике, педагогическом долге и педагогической нравственности.
Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с
речевыми расстройствами и сопереживания с ними. Логопед должен быть
терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией
и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам,
быть осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов нарушений речи,
прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность,
так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из
проявлений тяжело текущих нервно-психических заболеваний. Важным условием
педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений
между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем,
логопедом и педагогом.
Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача —
невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами
наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и
взаимоуважения создают благоприятную обстановку для проведения
коррекционной работы.
Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но
и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, обучает средний и
младший персонал специальных детских учреждений культуре речи, а в ряде
случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в
условиях специальных Домов ребенка.
Соблюдение правил педагогической деонтологии имеет первостепенное
значение в повышении эффективности коррекционной логопедической работы.