Цель и задачи логопедии
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной
системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а
также предупреждения речевых расстройств.
Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для
развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной
логопедии лежат многочисленные современные исследования отечественных и
зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях
развивающегося детского мозга и совершенствование путей и методов
логопедического коррекционного воздействия, И. П. Павлов, подчеркивая
чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные
компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным,
неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы
были осуществлены соответствующие условия»[1].
Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее
задачи:
1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах
речевых нарушений.
2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений
нарушений речи.
3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с
нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых
расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на
осуществление различных видов деятельности, поведения.
4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей
с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха,
зрения и опорно-двигательного аппарата).
5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых
нарушений.
6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
7. Систематизация речевых расстройств.
8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств
устранения речевых нарушений.
9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и
практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых
расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики,
выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и
устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии
тесно связаны.
Для решения поставленных задач необходимо следующее:
— использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству
многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов,
нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных
специальностей и др.);
— обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и
практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших
достижений науки;
— осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых
нарушений;
— распространение логопедических знаний среди населения для
профилактики нарушений речи.
Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие
речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической
работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики,
особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде
всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с
одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений;
воздействие на социальное окружение.
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить
как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению
главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.
Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так
и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет
собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на
коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.