Логопедический  

  

уголок 

Цель и задачи логопедии

      Основной  целью  логопедии  является  разработка  научно  обоснованной
системы обучения, воспитания и перевоспитания  лиц  с  нарушениями  речи,  а
также предупреждения речевых расстройств.
      Отечественная логопедия создает  наиболее  благоприятные  условия  для
развития личности детей с нарушениями речи. В основе  успехов  отечественной
логопедии лежат  многочисленные  современные  исследования  отечественных  и
зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных  возможностях
развивающегося  детского  мозга  и   совершенствование   путей   и   методов
логопедического  коррекционного  воздействия,  И.  П.  Павлов,   подчеркивая
чрезвычайную пластичность центральной нервной системы  и  ее  неограниченные
компенсаторные  возможности,  писал:   «Ничто   не   остается   неподвижным,
неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь  бы
были осуществлены соответствующие условия»[1].
      Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее
задачи:
      1. Изучение  онтогенеза  речевой  деятельности  при  различных  формах
речевых нарушений.
      2. Определение распространенности, симптоматики и  степени  проявлений
нарушений речи.
      3. Выявление динамики спонтанного и  направленного  развития  детей  с
нарушением  речевой  деятельности,  а  также   характера   влияния   речевых
расстройств  на  формирование  их   личности,   психическое   развитие,   на
осуществление различных видов деятельности, поведения.
      4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей
с различными отклонениями  в  развитии  (при  нарушении  интеллекта,  слуха,
зрения и опорно-двигательного аппарата).
      5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и  симптоматики  речевых
нарушений.
      6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.
      7. Систематизация речевых расстройств.
      8.  Разработка  принципов,  дифференцированных   методов   и   средств
устранения речевых нарушений.
      9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
      10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
      В указанных задачах логопедии определяется как  теоретическая,  так  и
практическая ее направленность. Теоретический ее аспект —  изучение  речевых
расстройств  и  разработка  научно  обоснованных  методов  их  профилактики,
выявления и преодоления. Практический аспект  —  профилактика,  выявление  и
устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи  логопедии
тесно связаны.
      Для решения поставленных задач необходимо следующее:
      — использование межпредметных связей и  привлечение  к  сотрудничеству
многих  специалистов,   изучающих   речь   и   ее   нарушения   (психологов,
нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов,  педагогов,  врачей  различных
специальностей и др.);
      —  обеспечение  взаимосвязи  теории  и  практики,  связь   научных   и
практических учреждений для более быстрого  внедрения  в  практику  новейших
достижений науки;
      — осуществление  принципа  раннего  выявления  и  преодоления  речевых
нарушений;
      —  распространение   логопедических   знаний   среди   населения   для
профилактики нарушений речи.
      Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.
      Основным направлением логопедического  воздействия  является  развитие
речи, коррекция и  профилактика  ее  нарушений.  В  процессе  логопедической
работы предусматривается  развитие  сенсорных  функций;  развитие  моторики,
особенно речевой  моторики;  развитие  познавательной  деятельности,  прежде
всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка  с
одновременной  регуляцией,  а   также   коррекцией   социальных   отношений;
воздействие на социальное окружение.
      Организация логопедического процесса позволяет устранить или  смягчить
как  речевые,  так  и  психофизические  нарушения,  способствуя   достижению
главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.
      Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние,  так
и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения  речи.  Оно  представляет
собой  сложный  педагогический  процесс,  направленный   прежде   всего   на
коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. 

Конструктор сайтов - uCoz