Логопедический  

  

уголок 

 Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии

      Логопедия  опирается  на  следующие  основные  принципы:  системность,
комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во  взаимосвязи
с другими сторонами психического развития  ребенка,  деятельностный  подход,
онтогенетический   принцип,   принцип   учета   этиологии    и    механизмов
(этиопатогенетический  принцип),  принцип  учета  симптоматики  нарушения  и
структуры речевого дефекта,  принцип  обходного  пути,  общедидактические  и
другие принципы.
      Рассмотрим некоторые из них.
      Принцип системности опирается на представление о речи  как  о  сложной
функциональной системе, структурные компоненты которой  находятся  в  тесном
взаимодействии. В связи  с  этим  изучение  речи,  процесса  ее  развития  и
коррекции нарушений предполагает  воздействие  на  все  компоненты,  на  все
стороны речевой функциональной системы.
      Для  логопедического  заключения,  для  дифференциальной   диагностики
сходных форм речевых нарушений необходим  корреляционный  анализ  речевых  и
неречевых симптомов, данных медицинского, психологического,  логопедического
обследования, соотнесение  уровня  развития  познавательной  деятельности  и
уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного  развития
ребенка.
      Речевые нарушения во многих случаях включаются  в  синдром  нервных  и
нервно-психических заболеваний  (например,  дизартрия,  алалия,  заикание  и
др.).  Устранение  речевых  нарушений   в   этих   случаях   должно   носить
комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
      Таким образом, при изучении и устранении  речевых  расстройств  важное
значение имеет принцип комплексности.
      В процессе изучения нарушений речи  и  их  коррекции  важно  учитывать
общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
      Принцип развития  предполагает  выделение  в  процессе  логопедической
работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся  в  зоне  ближайшего
развития ребенка.
      Исследование  детей  с   нарушениями   речи,   а   также   организация
логопедической работы с ними осуществляются с  учетом  ведущей  деятельности
ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
      Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с
учетом последовательности появления форм  и  функций  речи,  а  также  видов
деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
      Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено  сложным
взаимодействием  биологических   и   социальных   факторов.   Для   успешной
логопедической  коррекции   речевых   нарушений   большое   значение   имеет
установление в каждом отдельном случае .этиологии, механизмов,  симптоматики
нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения  речевой  и  неречевой
симптоматики в структуре дефекта.
      В  процессе  компенсации  нарушенных  речевых  и  неречевых   функций,
перестройки  деятельности   функциональных   систем   используется   принцип
обходного пути, т. е. формирования  новой  функциональной  системы  в  обход
пострадавшего звена.
      Важное место при  изучении  и  коррекции  речевых  нарушений  занимают
дидактические   принципы:    наглядность,    доступность,    сознательность,
индивидуальный подход и др.
      Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.
      Первая    группа    —    организационные    методы:     сравнительный,
лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
      Вторую   группу   составляют   эмпирические   методы:   обсервационные
(наблюдение),  экспериментальные  (лабораторный,  естественный,  формирующий
или  психолого-педагогический  эксперимент),  психодиагностические   (тесты,
стандартизированные   и    прожективные,    анкеты,    беседы,    интервью),
праксиметрические  приемы  анализа  деятельности,  в  том  числе  и  речевой
деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
      К третьей группе относятся количественный  (математико-статистический)
и качественный анализ полученных  данных,  используется  машинная  обработка
данных с применением ЭВМ.
      Четвертая группа — интерпретационные  методы,  способы  теоретического
исследования связей  между  изучаемыми  явлениями  (связь  между  частями  и
целым, между отдельными параметрами и явлением в целом,  между  функциями  и
личностью и др.).
      Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность
исследования: интонографы, спектрографы,  назометры,  видеоречь,  фонографы,
спирометры   и   другая   аппаратура,   а   также    рентгенокинофотография,
глоттография,  кинематография,  электромиография,  позволяющие   изучать   в
динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

Конструктор сайтов - uCoz