Теоретические основы логопедии. Принципы и методы логопедии
Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность,
комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи
с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход,
онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов
(этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и
структуры речевого дефекта, принцип обходного пути, общедидактические и
другие принципы.
Рассмотрим некоторые из них.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной
функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном
взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и
коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все
стороны речевой функциональной системы.
Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики
сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и
неречевых симптомов, данных медицинского, психологического, логопедического
обследования, соотнесение уровня развития познавательной деятельности и
уровня развития речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития
ребенка.
Речевые нарушения во многих случаях включаются в синдром нервных и
нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и
др.). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить
комплексный, медико-психолого-педагогический характер.
Таким образом, при изучении и устранении речевых расстройств важное
значение имеет принцип комплексности.
В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важно учитывать
общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической
работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего
развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация
логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности
ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с
учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов
деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным
взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной
логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет
установление в каждом отдельном случае .этиологии, механизмов, симптоматики
нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношения речевой и неречевой
симптоматики в структуре дефекта.
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций,
перестройки деятельности функциональных систем используется принцип
обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход
пострадавшего звена.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают
дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность,
индивидуальный подход и др.
Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.
Первая группа — организационные методы: сравнительный,
лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные
(наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий
или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты,
стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью),
праксиметрические приемы анализа деятельности, в том числе и речевой
деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
К третьей группе относятся количественный (математико-статистический)
и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка
данных с применением ЭВМ.
Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического
исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и
целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и
личностью и др.).
Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность
исследования: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы,
спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография,
глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие изучать в
динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.