Логопедический  

  

уголок 

Главная   

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

 Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) - системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование, словоизменение, связная речь не развита.

Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.

1-й уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые "безречевые дети").
Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами:"туту"-поезд, "ляля" -кукла.
Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: "биби"- машина, самолет, параход, грузовик.
Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: "туй"- (стул)- сидеть; "пать"(спать)- кровать.
Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова- предложения: "Дай" означает "Дай куклу" или что-либо другое.
Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.
Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1-2 сложных слова.Сложная слоговая структура сокращается: "аба"- собака, "алет" -самолет.

2-й уровень ОНР. Дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как "начатки общеупотребительной речи".
В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены ("лябака"- яблоко, "обуйчик"- огурчик).
Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы ("Кадас ледит аепка" - Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграматизмов.
Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты ("Ника ези а той"- Книга лежит на столе).
В речи детей нарушается согласование глагола и существительного ("Мачик сидят"- мальчик сидит), прилагательного с существительным ("касный зезда"- красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются.
Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует.
Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение и различение до 16-20 звуков.
Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух-трех и более слогов.
Дети нарушают их последовательность, переставляют опускают, добавляют слоги ("вимедь" - медведь, "лисипед"- велосипед).
Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок который характеризует состояние связной речи, строится примитивно.Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

3-й уровень ОНР. характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитие различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка.
Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом этом структура их может нарушаться: отсутствие главных и второстепенных членов предложения ("Папа забивает картину"- Папа прибивает гвоздь для картины.)
Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных , смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода, неправильно согласуются существительные с прилагательным, числительные с существительными др.
По прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются:например предлог из-за употребляется как из.
Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может выясниться незнание таких частей тела , как локоть, веки, переносица; лексических значений слов "озеро", "ручей", "бретельки".
Нередки ошибки в словобразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно-ласкательные формы существительных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, глаголы с приставками.
Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводиться правильно, кроме слов сложного слогового состава: "аквария"-аквариум, "милицанер"- милиционер.
При пересказе (связная речь) дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.
Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.

Конструктор сайтов - uCoz