Логопедический  

  

уголок 

Главная   

 

 

                                     Постановка сонорного звука [Р]

 

Цели:

1. Постановка звука [Р].

 

Задачи:

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

 

 • Сформировать умение правильного произнесения звука «р»;

 

 • Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «р»;

 

 • Научить произносить звук «р» изолированно, в слогах, словах.

 

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

 

 • Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;

 

 • Развивать умение понимать обращенную речь;

 

 • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

 

 • Развивать общую моторику.

 

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

 

 • Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

 

 

Оборудование: картинки со звуком «р». (Морковь, тигр, корова, баранка, пирамидка, крокодил)

 

Речевой материал:

слова: тигр, морковь, пирамидка.

 

 

 

Ход занятия:

 

Название этапа

Слова и действия логопеда

 

Организационный

момент:

Здравствуй АНЯ!!  

Сейчас мы с тобой узнаем как правильно произносить звук «р».

Уточнение артикуляции. Наши губки, зубы и язычок должны быть в таком положении

 Губы открыты, раскрой губки так же.

– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)

Покажи язычком. (Упражнение «Чашечка»)

– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.

– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.

 

 

 

 

 

 

 

3

мин

Артикуляционная

гимнастика.

Основной комплекс.

 

1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

 

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

 

 3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

 

 4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на

нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.

 

 5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

 

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 

7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорного звука «р».

 

1. "Чистим зубки"

- улыбнуться, открыть рот

- кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

2."Вкусное варенье"

- улыбнуться

- открыть рот

- широким язычком в форме чашечки облизать верхнюю губу

 

3. "Индюки болтают"

- приоткрыть рот

- положить язык на верхнюю губу

- Языком быстро двигать по верхней губе "бл-бл-бл-бл"

 

4. "Загнать мяч в ворота"

- "Вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

- дуть с зажатыми между губами языком, щеки не надувать.

 

 

5. "Барабанщик"

- улыбнуться

- открыть рот

- кончиком языка постучать за верхними зубами и произнести "д-д-д"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 мин

Фонематическое восприятие звука.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:

Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р

В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР

В словах: Морковь, слон, тигр, кошка, корова, баранка, ёж, белка, пирамидка,крокодил

 

 

 

3

мин

 

 

.

Физкультминутка

«Ласточки»

Мы устали сидеть, пришло время для физкультминутки.

Сейчас мы встанем и на несколько минут притворимся, что мы ласточки.

 

Выполняем движения со словами:

Ласточки, ласточки летели

 ( Бежим по кругу, взмахивая руками, как крыльями)

 Все люди глядели

Ласточки садились

(Приседают, сложив руки за спиной)

Все люди дивились     

 (Делают ритмичные наклоны головы)

Сели, посидели

Взвились, полетели.                

(Опять бегут по кругу, взмахивая руками).

 Полетели, полетели.

 Песенки запели.

 

Отдохнула? Садись ровно за стол, и мы еще немного позанимаемся.

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

Постановка сонорного звука [Р]

 

 

3. Постановка звука "р".

Используется приём постановки звука от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

 

 

 

 

 

4

мин

Звуковой анализ

 

 

Игра «Подскажи словечко»

 

Что за скрип, что за хруст

Что это еще за куст?

Как же быть без хруста если я …./капуста/

 

Сколько букв в этом слове? (Из букв на столе выложено слово «Капуста»)

 

Давай определим первый звук в слове «капуста».

 

Первый звук «К»- согласный.

 

Давай расселим наши буквы в домики. В домике с красной крышей живут гласные буквы, а с синей -согласные.

 

Сколько слогов в этом слове?

Давай посчитаем.(прохлопать количество слогов).

КА-ПУ-СТА.

 

 

 

 

 

 

5 мин

Постановка сонорного звука [Р]

 

3. Постановка звука "р".

Используется приём постановки звука от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

 

 

 

 

 

4

мин

 

 

Итоги

 

 

Что тебе понравилось в сегодняшнем занятии? Какие упражнения мы делали?

Молодец! Ты отлично сегодня позанималась, выполнила все упражнения.

 

 

3 мин

 

                                                                                                   Итого: 35 мин

                                                    Автор материала: Белан Дарья Андреевна

Конструктор сайтовuCoz