Автоматизация звука [Л] в словах с открытым слогом
Цели:
1. Автоматизация звука [Л] в словах с открытым слогом.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Сформировать умение правильного произнесения звука «л»;
• Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «л»;
• Научить произносить звук «л» в словах с открытым слогом.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;
• Развивать умение понимать обращенную речь;
• Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.
• Развивать общую моторику.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.
Оборудование: картинки со звуком «л». (платье, ложки, лодка, волк)
Речевой материал:
слова: ,белка,волк,ложки,платье
Ход занятия:
Название этапа | Слова и действия логопеда |
|
Организационный момент: | Здравствуй ЯРОСЛАВ!!
Ярослав , я произнесу несколько слов, ты внимательно послушай и назови, какой звук встречается во всех словах. ЛАК, ПИЛА, ПОЛ, ЛУНА, СТОЛЫ. (ребенок определяет и называет звук [Л]) Правильно, это звук Л. Давай вспомним, при произнесении звука Л в каком положении находятся губы, зубы, язык.
|
3 мин |
| Уточнение артикуляции. Губы разомкнуты, улыбаются. Зубы слегка разомкнуты, кончик языка прижат за верхними зубами. А упражнения, которые мы сейчас сделаем, помогут нам правильно произнести звук [Л]. |
|
Артикуляционная гимнастика. | Основной комплекс.
1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.
2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.
4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».
6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «л».
«Наказать непослушный язык»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».
2. «Пароход гудит»
Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
3. «Качели»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5.
|
9 мин |
| 5. «Лошадка»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
|
|
Фонематическое восприятие звука. | Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Л»: Изолированно: Л Л Н Г Л З Р Л Р В Л Д Р Ж М Л Л В слогах: ЛА- КО-ПО-ЛУ-МЫ-ОЛ-ВА-ЛА-ЛЫ-КО-ЛУ-АЛ В словах: Слон, тигр, кошка, корова, белка, крокодил
|
3 мин
. |
Физкультминутка
| Мы устали сидеть, пришло время для физкультминутки.
А теперь на месте шаг. А теперь на месте шаг. Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.) Плечи выше поднимаем, А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) Руки перед грудью ставим, И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) Десять раз подпрыгнуть нужно, Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.) Мы колени поднимаем — Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.) И на место вновь вернулись. (Сесть на место.)
Отдохнул? Садись ровно за стол, и мы еще немного позанимаемся.
|
4 мин |
Автоматизация звука [Л] в словах с открытым слогом.
|
«Закончи слово». Придумай слова, начинающиеся со слогов: ла, ло, лу, лы.
Игра «Доскажи словечко»
Я сейчас начну говорить предложение, а ты добавь в конце словечко. Картинки тебе помогут.
По реке плывет…(лодка) На столе лежат ….(ложки) С яблони упало … (яблоко) Таня надела красивое … (платье)
|
4 мин |
Работа над подбором синонимов.
|
Что у нас здесь нарисовано? Давай так, я показываю картинку , ты ее называешь и мы с тобой вместе придумываем синонимы к этому слову.
например:
Кукла- красивая, нарядная, прекрасная. Белка- пушистая, мягкая, мохнатая. Яблоко- сочное, сладкое, наливное. Лошадь- быстрая, резвая, стремительная, шустрая
|
5 мин |
Автоматизация звука [Л] в словах с открытым слогом.
|
Выбери и назови картинки со звуком [Л]. Книга, ложки, торт, мяч, платье, футболка, сыр, лодка, ножницы.
Игра «Назови ласково»
Лодка-лодочка. Платье-…(платице), Булка-… (Булочка), Ложки-…(Ложечки), Футболка- … (Футболочка).
|
4 мин |
Итоги |
Что тебе понравилось в сегодняшнем занятии? Какие упражнения мы делали? Молодец! Ты отлично сегодня позанимался, выполнил все упражнения. |
3 мин
|
Итого: 35 мин.
Автор материала: Белан Дарья Андреевна