Логопедический  

  

уголок 

Главная   

 

 

                                   Постановка звука [С] 

 

Цели:

1. Постановка звука [С].

 

Задачи:

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

 

 • Сформировать умение правильного произнесения звука «с»;

 

 • Дать характеристику и правильную артикуляцию звука «с»;

 

 • Научить произносить звук «с» изолированно, в слогах, словах.

 

 КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

 

 • Развивать моторику артикуляционного аппарата, фонематический слух;

 

 • Развивать умение понимать обращенную речь;

 

 • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

 

 • Развивать общую моторику.

 

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

 

 • Повышать самооценку ребенка, способствовать улучшению его эмоционального благополучия.

 

 

Оборудование: картинки со звуком «с». (Слон, собака, сочок, сумка, сани)

 

Речевой материал:

слова: Слон, собака, сани

 

 

 

 

Ход занятия:

 

Название этапа

Слова и действия логопеда

 

Организационный

момент:

Здравствуй Саша!! 

Сейчас мы с тобой узнаем как правильно произносить звук «с».

Уточнение артикуляции.

 Наши губки, зубы и язычок должны быть в таком положении.

 Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

Зубки сомкнуты или сближены.

Кончик языка упирается в нижние резцы (зубы).

Боковые края языка плотно прижаты к верхним боковым зубам.

По середине языка идет сильная, холодная струя воздуха.

 

Давай попробуем произнести звук «с».

 

– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнения, которые помогут нам правильно произнести звук «с».

 

 

 

 

 

 

3

мин

 

 

 

 

 

Артикуляционная

гимнастика.

Основной комплекс.

 

1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

 

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

 

 3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

 

 4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на

нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.

 

 5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

 

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 

7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука «с».

 1. «Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик

 

2. «Наказать непослушный язык»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 – 10

 

3. «Лопатка»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10

 

 

 

4. «Почистим зубы»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 мин

Фонематическое восприятие звука.

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с»:

Изолированно: С С Н Г С З Р С Р В С Д С Ж М С С С

В слогах: РА- ЛО-ПО-СУ-МЫ-ОС-ВА-СА-СЫ-КО-СУ-АС

В словах: Морковь, слон, тигр, собака, корова, сочок, ёж, сумка, пирамидка,сани

 

 

3

мин

 

Физкультминутка

 

Мы устали сидеть, пришло время для физкультминутки.

 

Выполняем движения со словами:

 

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря         (Шагаем)

 

Пролетел огромный жук,

Ж-ж-ж!               (Машем руками-крыльями)

 

Птицы шеи выгибают,

Чик-чи-рик!         (Круговые вращения шеей)

 

Клювом перья поправляют,     (Повороты туловища вправо-влево)

 

Ветки ветер покачал,             (Качаем поднятыми вверх руками )

 

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р!   (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой)

 

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш1               (Подняли вверх руки,потянулись)

 

Отдохнула? Садись ровно за стол, и мы еще немного позанимаемся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

Постановка звука «С»

"Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”.

 

Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях

 

Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук «С».

Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони. Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин

Звуковой анализ.

 

Игра «Подскажи словечко»

 

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…/горох/

 

Сколько букв в этом слове? (Из букв на столе выложено слово

«горох»

 

Давай определим первый звук в слове «горох».

 

Первая буква «Гэ». Обозначает звук [Г]-согласный.

 

Давай расселим наши буквы в домики. В домике с красной крышей живут гласные буквы, а с синей -согласные.

 

Сколько слогов в этом слове?

Давай посчитаем.(прохлопать количество слогов).

ГО-РОХ.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

Постановка звука «С»

"Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”.

 

Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях

 

Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук «С».

Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони. Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов.

 

 

 

 

 

 

4 мин

 

 

 

Итоги

 

Что тебе понравилось в сегодняшнем занятии? Какие упражнения мы делали?

Молодец! Ты отлично сегодня позанималась, выполнила все упражнения.

 

 

4 мин

 

 

                                                                                                  Итого: 35 мин.

                                                    Автор материала: Белан Дарья Андреевна

Конструктор сайтовuCoz